Ви антисемит?

Школа и тюрьма

Удивительно ли, что тюрьмы похожи на заводы, школы, казармы и больницы, которые похожи на тюрьмы?
М. Фуко

Не только с заключёнными обращаются как с детьми, но и с детьми обращаются как с заключёнными. Дети оказываются жертвой инфантилизации и оглупления, которые вовсе им не присущи. И в этом смысле совершенно верно, что школы – это немного тюрьмы, а заводы – это почти совсем уже тюрьмы.
Ж. Делёз

На примере мордовского Гулага, который сейчас у всех нас на слуху, можно в гипертрофированном, увеличенном варианте увидеть опасность конформизма.
Работа по 16 часов, избиения и пытки, сломанные носы и обмороженные конечности зека. Такой себе рукотворный ад.
Только лишь законченная мразь может сказать, что этот порядок вещей нормален и не заслуживает того, чтобы против него бороться. Но говорящие это люди всё равно находятся, причём по обе стороны колючей проволоки. И самое парадоксальное, что далеко не всегда это тюремщики, или работающие на них “активисты”, часто встречаются и искренние жертвы стокгольмского синдрома, от чистого сердца защищающие систему, которая их мучит и убивает.

Важно понимать, что те же механизмы насилия и подчинения, которые стоят за тюрьмой, можно обнаружить и в куда более безобидных учреждениях.
Не будем сейчас трогать армию, на самом деле, ад ещё ближе.

Постсоветские школы и университеты повсеместно несут на себе отпечаток тюрьмы. Здесь есть всё: принудительный труд, жесткий распорядок, безграничный авторитет вышестоящих, бесправное положение тех, кто внизу, коррупция, а также вездесущая борьба за власть и попытка строить иерархии даже на самом нижнем уровне.
И вот если 16-часовой труд в тюрьме одобряют и оправдывают разве что какие-то фашисты с пёсьими головами, то использование школьников в качестве рабочей силы, или же неоплачиваемая практика в университетах (которая подразумевает тяжелый физический труд и не имеет никакого отношения к изучаемому предмету) считается нормой повсеместно. Попытки бороться против этого вызывают возмущение не только у чиновников от образования (их можно понять, они частенько наживаются на бесплатной рабочей силе или откупных), но и у преподавателей, находящихся, по сути, в таком же рабском и униженном положении, как и их ученики. Но вместо солидарности они предпочитают дополнить труд учителя трудом надсмотрщика и вертухая, причём на бесплатной, добровольной основе.
psigoloves

“- Почему вы возмущаетесь, вам что, жалко немного поработать на благо общества?
- Да вы просто не умеете трудиться.
- Тебе что, больше всех надо? Отработай своё и молчи, хуже ведь будет.
- Ты же всех нас подставляешь, сиди тихо, разозлишь их – у всего курса будут проблемы.”

Детей и подростков кормят ложью о том, что принудительный труд “закалит” их, что тяготы сделают их только сильнее, что им потом “будет что вспомнить”. Да, детям действительно потом будет что вспомнить. С ненавистью и отвращением. Если, конечно, у них хватит честности и самоуважения не подчиниться стокгольмскому синдрому и не полюбить своих мучителей. Удары судьбы делают человека сильнее лишь в том случае, если он бьёт в ответ, или хотя бы уклоняется. Человек, безропотно их сносящий, превращается в бесхребетную амёбу. Именно так и выращиваются благодарные граждане, знающие своё место.

Всякий, кто оправдывает и принимает как должное факт существования принудительного труда в образовательных учреждениях, придерживается той же самой логики, что и защитники тюремного рабства. В каждом преподавателе, выгоняющем свой класс/курс на “уборку территории”, или на на митинг по разнарядке сверху, живёт маленький вертухайчик.

Пользуясь случаем, напомню, что у нас в АСТ-Киев сформировался и начал действовать образовательный синдикат, к которому можно присоединиться, если вы школьник, студент, аспирант или преподаватель, которого не устраивает ни роль скотины, ни роль пастуха. Пока что действуем в НуБиП, но планируем расширяться – всё зависит от вас.
ast-on



Запись в Блоге Александра Володарского.
Опубликовано в рубриках: Общество, с тегами: АСТ, работа, тюрьмы, школы.

Комментировать - Подписаться на блог по rss, в твиттере
PS: То есть в твоем тексте явно видно, что его цель - не изменение ситуации к лучшему (для чего для начала надо бы сформулировать что такое лучше*), а завлечение в секту где адепты будут заниматься "борьбой ради борьбы" - причем декларируемые принципы которой очевидным образом противоречат результатам конкретной борьбы (в частности предлагаемая тобой активность как раз и есть реальная "мечта вертухая" - когда достаточно написать инструкции, а народ сам строит друг друга в борьбе "за права" - уставные части на том и стоят, и красные зоны, как я понимаю, тоже)

Это легко распознается - потому левые и непопулярны, а болотная оппозиция представляет стадо легко манипулируемых хомячков - и представляя собой род подобной секты

*) Например что видится результатом борьбы - отмена припашек или например запрет возможности от них откупиться - первое наверное поддержат, второе очевидно нет (хотя второе проще - поскольку там с деньгами дело - донос в прокуратуру может сработать)

Опять же отмена практики, или ситуация когда все будут вертеть хвосты коровам и действительно дезинфецировать кровь и срань - второе конечно правильно с точки зрения образовательной, но опять же - если ты вслух назовешь эту цель, наверняка большинство сразу скажет "нафиг-нафиг - лучше стены красить"

Edited at 2013-10-02 06:28 am (UTC)
В конкретном упомянутом ВУЗе мы добились отмены принудительных работ для первокурсников.
Сейчас добиваем "практику" в подсобном хозяйстве..
Ну добьете - и что в том хорошего? В результате вам не факт, что скажут спасибо (а за практику скажут - но халявщики), зато точно будут знать что бесплатно то, что не хочется делать и не надо, а в коллектив при попытке таки наладить мытье сортиров надо немедленно звать прокурора. При этом еще и очень инфантильные - поскольку ни мыть полы, ни понимать свои интересы, ни отстаивать их просто не научатся. Результат целиком деструктивный.

Ну навербуешь пару активистов для своей секты, которые за сияние великой идеи может чего-то и сделают (и то не факт). При этом прибавишь реально много народу с совсем другими взглядами - что уже сильная проблема - крекалы оттуда и берутся, что цикл хорошая школа - вуз - офис - ничего другого просто не видели - и "нам все должны" (как оно и есть и довольно быстро прогрессирует - учиться тоже не хотят - потому как "нас должны научить", а это в пассивном режиме невозможно).
Понимать свои интересы и отстаивать их - как раз научатся.
C какой стати? Для этого Активисты™ есть. Разве что они от вашей активности обратку получат - тогда может о чем-то задумаются