Ви антисемит?

Школа и тюрьма

Удивительно ли, что тюрьмы похожи на заводы, школы, казармы и больницы, которые похожи на тюрьмы?
М. Фуко

Не только с заключёнными обращаются как с детьми, но и с детьми обращаются как с заключёнными. Дети оказываются жертвой инфантилизации и оглупления, которые вовсе им не присущи. И в этом смысле совершенно верно, что школы – это немного тюрьмы, а заводы – это почти совсем уже тюрьмы.
Ж. Делёз

На примере мордовского Гулага, который сейчас у всех нас на слуху, можно в гипертрофированном, увеличенном варианте увидеть опасность конформизма.
Работа по 16 часов, избиения и пытки, сломанные носы и обмороженные конечности зека. Такой себе рукотворный ад.
Только лишь законченная мразь может сказать, что этот порядок вещей нормален и не заслуживает того, чтобы против него бороться. Но говорящие это люди всё равно находятся, причём по обе стороны колючей проволоки. И самое парадоксальное, что далеко не всегда это тюремщики, или работающие на них “активисты”, часто встречаются и искренние жертвы стокгольмского синдрома, от чистого сердца защищающие систему, которая их мучит и убивает.

Важно понимать, что те же механизмы насилия и подчинения, которые стоят за тюрьмой, можно обнаружить и в куда более безобидных учреждениях.
Не будем сейчас трогать армию, на самом деле, ад ещё ближе.

Постсоветские школы и университеты повсеместно несут на себе отпечаток тюрьмы. Здесь есть всё: принудительный труд, жесткий распорядок, безграничный авторитет вышестоящих, бесправное положение тех, кто внизу, коррупция, а также вездесущая борьба за власть и попытка строить иерархии даже на самом нижнем уровне.
И вот если 16-часовой труд в тюрьме одобряют и оправдывают разве что какие-то фашисты с пёсьими головами, то использование школьников в качестве рабочей силы, или же неоплачиваемая практика в университетах (которая подразумевает тяжелый физический труд и не имеет никакого отношения к изучаемому предмету) считается нормой повсеместно. Попытки бороться против этого вызывают возмущение не только у чиновников от образования (их можно понять, они частенько наживаются на бесплатной рабочей силе или откупных), но и у преподавателей, находящихся, по сути, в таком же рабском и униженном положении, как и их ученики. Но вместо солидарности они предпочитают дополнить труд учителя трудом надсмотрщика и вертухая, причём на бесплатной, добровольной основе.
psigoloves

“- Почему вы возмущаетесь, вам что, жалко немного поработать на благо общества?
- Да вы просто не умеете трудиться.
- Тебе что, больше всех надо? Отработай своё и молчи, хуже ведь будет.
- Ты же всех нас подставляешь, сиди тихо, разозлишь их – у всего курса будут проблемы.”

Детей и подростков кормят ложью о том, что принудительный труд “закалит” их, что тяготы сделают их только сильнее, что им потом “будет что вспомнить”. Да, детям действительно потом будет что вспомнить. С ненавистью и отвращением. Если, конечно, у них хватит честности и самоуважения не подчиниться стокгольмскому синдрому и не полюбить своих мучителей. Удары судьбы делают человека сильнее лишь в том случае, если он бьёт в ответ, или хотя бы уклоняется. Человек, безропотно их сносящий, превращается в бесхребетную амёбу. Именно так и выращиваются благодарные граждане, знающие своё место.

Всякий, кто оправдывает и принимает как должное факт существования принудительного труда в образовательных учреждениях, придерживается той же самой логики, что и защитники тюремного рабства. В каждом преподавателе, выгоняющем свой класс/курс на “уборку территории”, или на на митинг по разнарядке сверху, живёт маленький вертухайчик.

Пользуясь случаем, напомню, что у нас в АСТ-Киев сформировался и начал действовать образовательный синдикат, к которому можно присоединиться, если вы школьник, студент, аспирант или преподаватель, которого не устраивает ни роль скотины, ни роль пастуха. Пока что действуем в НуБиП, но планируем расширяться – всё зависит от вас.
ast-on



Запись в Блоге Александра Володарского.
Опубликовано в рубриках: Общество, с тегами: АСТ, работа, тюрьмы, школы.

Комментировать - Подписаться на блог по rss, в твиттере
Книжки французских философов годятся только на растопку костров, на которых мы будем жарить мясо их авторов.

Яроврат.


Цитировать франзуских философов - хуже чем есть говно, например.

блоггер ermor.
На сам деле написана феерическая глупость - постсоветские школы и университеты несут отпечаток не тюрьмы, а школ и университетов советских, а те - отпечаток времен, когда "всего готовенького" просто не было. Что страшного в уборке территории, производственной практике, мытье сортиров, строительстве хозспособом или выезде на картошку я никогда не понимал.

При этом срался с администрацией весьма ожесточенно - но по поводу других совсем вещей в основном - попыток срать мне в мозги всякими культпросмотрами "Обыкновенных фашизмов", вечерами пам. Высоцкого, турней и прочими атрибутами "хорошей школы" (потому в ФМШ, где этой херни много, срач и обострился до того, что я до самого конца не был уверен, что меня не выгонят, и уж тем более - что напишут в характеристике).

Так что дело не в конформизме, а в том, что то за что ты предлагаешь "бороться" мне представляется глупостью (о конкретных злоупотреблениях я не говорю, речь идет о общем принципе). По разным причинам - во-первых - как я уже сказал меня это не напрягало. А идее борьбы за "права", которые мне не нужны я относился и отношусь именно как к попыткам насрать мне в мозг (даже если эти права нарушаются) и заставить жить по инструкциям (которые в половине случаев являются дурацкими).

Во вторых идею что "всякий труд должен быть оплачен" и что поделать что-то сверх положенного на благо родного заведения от анархо-коммуниста вроде бы слышать крайне странно. Нюансы там есть - но главная мысль, которую ты проталкиваешь - "мы платим и гадим, а за нами подметают там где мы нагадили" (при том, что на сам деле обычно еще и не платят). То есть подход который порождает абсолютных и инфантильных (просто в силу крайней ограниченности опыта) иждивенцев (с чем уже проблемы видны) - совершенно идеальных на сам деле винтиков как раз буржуазного общества, которое на отношениях купли-продажи труда стоит.

В третьих - письмо Толоконниковой потому и вызывает смех, что реальные напряги там перемешаны с обычными проблемами казарменного проживания типа всплывшего в очередной раз сортира. У тебя та же проблема - ситуация с практикой (возможно не очень хорошая - мне например крайне не понравилась идея откупа от хозработ, но явно и не особенно плохая) раздута до вселенской проблемы - что сразу снижает доверие ко всему тексту - потому как "автор явно сгущает". Причем если я письму Т. с поправкой на особенности жанра поверил, потому как схожий опыт имею, то многие читатели мух от котлет отличить там не могут и не верят вообще.
PS: То есть в твоем тексте явно видно, что его цель - не изменение ситуации к лучшему (для чего для начала надо бы сформулировать что такое лучше*), а завлечение в секту где адепты будут заниматься "борьбой ради борьбы" - причем декларируемые принципы которой очевидным образом противоречат результатам конкретной борьбы (в частности предлагаемая тобой активность как раз и есть реальная "мечта вертухая" - когда достаточно написать инструкции, а народ сам строит друг друга в борьбе "за права" - уставные части на том и стоят, и красные зоны, как я понимаю, тоже)

Это легко распознается - потому левые и непопулярны, а болотная оппозиция представляет стадо легко манипулируемых хомячков - и представляя собой род подобной секты

*) Например что видится результатом борьбы - отмена припашек или например запрет возможности от них откупиться - первое наверное поддержат, второе очевидно нет (хотя второе проще - поскольку там с деньгами дело - донос в прокуратуру может сработать)

Опять же отмена практики, или ситуация когда все будут вертеть хвосты коровам и действительно дезинфецировать кровь и срань - второе конечно правильно с точки зрения образовательной, но опять же - если ты вслух назовешь эту цель, наверняка большинство сразу скажет "нафиг-нафиг - лучше стены красить"

Edited at 2013-10-02 06:28 am (UTC)
В конкретном упомянутом ВУЗе мы добились отмены принудительных работ для первокурсников.
Сейчас добиваем "практику" в подсобном хозяйстве..
> идею что "всякий труд должен быть оплачен" и что поделать что-то сверх положенного на благо родного заведения от анархо-коммуниста вроде бы слышать крайне странно.

У Шиитмана нет речи о "родном заведении".
Он говорит не о коммуне свободных граждан, а о тюрьме, куда этих граждан впихнуло государство в качестве наказания, и многочасовой труд которых почти бесплатно присваивает (на чём наживается начальство и всякие бизнесы - http://izvestia.ru/news/557694 ).
Вряд ли это можно считать "родным заведением".
Логика такая - раз оно впихнуло, пусть оно и обслуживает.

А идея "труд на благо капиталиста не должен быть оплачен" - это какая угодно идея, но не коммуно-анархическая.

Edited at 2013-10-02 08:22 am (UTC)
Ну вообще-то в школу-то запихнули родители, а в вуз и вовсе сами пошли, и платит за это ну никак не капиталист. Так что что тут странного в идее поработать. Там понятное дело встает как распределяется профит и деньги, который как раз левому было бы естественно поставить и проконтролировать. Но он предпочитает прибить как раз коммунистическую по идее практику и воспитание иждивенческого подхода и неспособности к какой либо, пусть и хреноватой самоорганизации, которая тоже характеризуется как абсолютное зло сама по себе (причем в отличие от анархических зкзерсисов автора, весьма мощно и массово действующее)

Смех именно в том, что речь-то не о тюрьме а о школе и вузе.

Edited at 2013-10-02 08:53 am (UTC)
ну то есть классика левизны - долой буржуев они не трудЪятся, но пахать пусть пашет трактор и специально обученная обезьяна, а так вообще трудЪ это унижение нашего достоинства.

Работать, негры, работать. Хотя бы на себя любимых, если уж не любите платить за то, чтоб это все делал кто-то еще, если требуете те же школы и прочее на халяву, типа наааамдааалжны и ни копейки не дадим.

Другое дело, что труд должен быть трудом а не трудЪом, он должен эффективно решать встающие задачи, а не так, чтоб солдат/школьник заебался и все. Копание газона лопатой и чистка унитаза зубной щеткой наоборот вырабатывают совершенно однозначное отноешние ко всей этой деятельности "пусть обезьяна работает, это не для белого человека!".
> труд должен быть трудом а не трудЪом, он должен эффективно решать встающие задачи

Претензия не понятна.
Тюремный вполне эффективно решает встающие перед капиатлистами задачи - http://izvestia.ru/news/557694
А при коммунизме будут рабы, чтобы территорию убирать?
В инженерной школе (Франция), где учится моя старшая дочь, есть "практика" - как правило, неквалифицированная работа. Зачастую, не оплачивается и рашоды не возмещаются (моя дочь нашла на лучших условиях, но это скорее исключение). Смысл - ввести в курс производственных отношений.
В моем случае производственная практика после 9 класса помимо того, что в общем ну забавными вещами позанимался, дала (за счет того, что народ распихивали кого куда) огромный прирост представлений о том, что происходит в техвузах СПб - и при этом практически до любого интересного места конкретные знакомства "через одного человека" по которым можно пройти - что и повлекло до сих пор играющие последствия (причем начавшие активизироваться еще в 10 классе)

Edited at 2013-10-03 05:01 pm (UTC)
одни и те же товарищи обвиняют шитманов в утопизме и хотят, чтобы труд в армии и тюрьме был эффективным, ага, пока существует армия и тюрьма.

ну и конечно кто-то должен был это скаГОВОРЯТ ЧТО ЖИЛЬ ДЕЛЕЗ ЖИЛ БЕЗ ПОЧЕК И ЖЕЛЕЗ, И НА ПАМЯТЬ ДЕРРИДЕ ПОДАРИЛ СВОИ ТРУДЕ. ПРИПЕВ ДВА РАЗА. ПРИПЕВ ДВА РАЗА.